Главная
/
Документы
/
Аналитический обзор от 2 февраля 2007 г.

Аналитический обзор от 2 февраля 2007 г.

Аналитический обзор, Минздрав России, 02 февраля 2007

Демография

В 2006 году демографическая ситуация в Российской Федерации улучшилась.

Естественная убыль населения составила 689,5 тыс. человек (-4,9 на 1000 человек населения), что на 17,3% меньше, чем в 2005 году. Показатель естественной убыли населения на 1000 человек населения - самый низкий за последние 7 лет.

В 2006 году родились 1476,2 тыс. детей, что на 16,1 тыс. детей (на 1,0%) больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. 

По сравнению с 2005 годом число умерших сократилось на 137,4 тыс. человек (с 2303,1 тыс. человек в 2005г. до 2165,7 тыс. человек в 2006г.), или на 6%. В определенной степени это связано с началом реализации с 1 января 2006 года комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи, предусмотренных приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения.

Наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. Так, в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4,7%; от болезней органов дыхания – на 12%; от внешних причин смерти – на 10,3%, в том числе от случайных отравлений алкоголем – на 19,7%, от транспортных травм – на 6,3%.

Продолжает снижаться младенческая смертность. Число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1000 человек (с 14,8 тыс. в январе-ноябре 2005 г. до 13,8 тыс. в январе-ноябре 2006 г.), или на 6,8%.  

Положительный результат достигнут в значительной степени с помощью программы «Родовый сертификат», реализуемой с января 2006 года в составе национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения.

В рамках этой программы проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества медицинской помощи беременным женщинам и матерям. Укрепляется материально-техническая база женских консультаций и учреждений родовспоможения, осуществляются централизованные закупки необходимых лекарственных средств, повышается оплата труда медицинского персонала.

Демографические проблемы названы в числе наиболее важных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. Предложена программа стимулирования рождаемости, направленная как на материальную поддержку женщин, имеющих детей, так и на развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (учреждений родовспоможения, детских дошкольных учреждений, системы опеки и попечительства).

Вопрос «О демографической ситуации в Российской Федерации» рассмотрен 20 июня 2006г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации.

Во исполнение протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006г., утвержденного Президентом Российской Федерации 13 июля 2006г. № Пр-1183, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило 29 декабря 2006г. № 7604-Пр в Правительство Российской Федерации проект плана первоочередных мер по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2009 годы, подготовленный совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Минобрнауки России и Минрегионом России.

Также в соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006г. Министерством в I квартале 2007г. будет разработан и представлен в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике проект концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Вопрос «О Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» запланировано рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации 10 мая 2007 года.

На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике, состоявшемся 4 августа 2006г., заслушан доклад Минздравсоцразвития России «О мерах по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год в части вопросов демографического развития».

На основании решений этого заседания Министерством подготовлены и направлены 17 октября 2006г. в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам демографического развития и типовой перечень соответствующих нормативных правовых актов.

Также руководителям органов государственной власти Российской Федерации 18 декабря 2006г. направлены подготовленные совместно с Минобрнауки России и Минрегионом России Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по осуществлению дополнительных мер, направленных на улучшение демографической ситуации.

Вопрос «О первоочередных мерах в 2006-2007 годах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год в части вопросов демографического развития» рассмотрен 5 октября 2006 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике.

В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006г. № 838-р, по предложениям Министерства подготовлены и приняты три федеральных закона.

В части мер государственной поддержки семьи при рождении ребенка и устройства ребенка на воспитание в семью принят Федеральный закон от 5 декабря 2006г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

Федеральный закон предусматривает увеличение с 1 января 2007 года размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 700 до 1500 рублей при рождении первого ребенка и до 3000 рублей при рождении второго и последующих детей, а также установление размера пособия для работающих женщин в размере 40% заработка, но не менее 1500 рублей при рождении первого ребенка и не менее 3000 рублей – при рождении второго и последующих детей, но не более 6000 рублей, обеспечение выплаты единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью) в размере 8000 рублей.

Федеральным законом введены компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – в размере 70% размера указанной родительской платы.

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2006 г. № 865 утвердило положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; от 30 декабря 2006 г. № 849 - перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Установлены единые для всех субъектов Российской Федерации минимальные денежные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье в размере не ниже 4000 рублей в месяц, на оплату труда приемных родителей – в размере не ниже 2500 рублей в месяц на каждого ребенка.

На реализацию этих мероприятий в 2007 году предусмотрены средства в федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго и последующего ребенка после 1 января 2007 года, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала в сумме 250 тыс. рублей с последующей индексацией с учетом инфляции.

По достижении ребенком трехлетнего возраста, начиная с 1 января 2010 года, материнский (семейный) капитал можно будет направить на:

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2006 г. № 873 утвердило порядок выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, которым утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, образец бланка государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Федеральным законом от 5 декабря 2006г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение суммы материнского (семейного) капитала от уплаты налога на доходы физических лиц.

Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006г. № ДМ-П12-6195 федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов согласно Плана подготовки в 2007 году проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона.

Правительством Российской Федерации в целях единообразного применения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением от 30 декабря 2006г. № 875 Минздравсоцразвития России предоставлено право издавать разъяснения по согласованию с Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации  от 4 февраля 2006 г. № 41-рп Министерство приняло участие в разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Во исполнение основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации реализуется Комплекс мер, направленных на создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, разработанный Минздравсоцразвития России совместно с МВД России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минобрнауки России, Минрегионом России, МИД России.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005г. № АЖ-П12-6014 и от 24 марта 2006г. № АЖ-П12-1191 подготовлен доклад Президенту Российской Федерации о выполнении мероприятий, предусмотренных Комплексом мер, по итогам I полугодия 2006г.

Внесенные в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения и дополнения (Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ), вступившие в силу с 15 января 2007 года, предусматривают ряд новых полномочий Правительства Российской Федерации по регулированию трудовой иммиграции.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. № Пр-1693 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. № МФ-П12-4709 Минздравсоцразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовлены постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие привлечение иностранной рабочей силы:

Квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам распределены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783 утверждены Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования на ее основе квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 октября 2006 г. № АЖ-П12-4929 совместно с МВД России Министерство приняло участие в подготовке проекта указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» и проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

Министерство также приняло участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании  утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения оснований для выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу в Российской Федерации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 5 октября 2006 г. № ПР-1693 и протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 5 декабря 2006 г. № МФ-П12-12пр Министерством осуществляется:

Кроме этого вопросы об основных тенденциях и направлениях политики в области трудовой иммиграции за рубежом и о привлечении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых мигрантов были обсуждены на семинаре, состоявшемся в Москве 22 июня 2006г. Семинар на тему «Привлечение квалифицированных легальных трудовых мигрантов: международный опыт и возможности его применения в миграционной политике Российской Федерации» подготовлен и проведен совместно с Всемирным Банком.

В семинаре приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти (МВД России, ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, МИД России, Минрегион России, Минобрнауки России), а также представители Правительства Москвы, зарубежные и российские эксперты в области миграционной политики и рынка труда.

Уровень жизни и денежные доходы населения

Динамика основных социальных показателей за 2006 года положительная: по предварительным данным по сравнению с 2005 годом реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 10%, в том числе реальная зарплата – на 13,5%, реальный размер пенсий – на 5,1%.

В 2006 году среднедушевой денежный доход составил (по предварительным данным) 9911 рублей, средняя заработная плата – 10736 рублей, средний размер пенсии – 2877 рублей.

Величина прожиточного минимума на душу населения за 2006 год, рассчитанная Минздравсоцразвития России на основе Федерального закона от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных Росстата о ценах на товары (услуги), используемых для определения стоимости потребительской корзины, возросла по сравнению с 2005 годом на 13,3% и составила 3436 рублей.

В условиях опережающих темпов роста денежных доходов населения по отношению к темпам роста цен на товары и услуги увеличилась покупательная способность населения. Соотношение величины среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума на душу населения, рассчитанной на основе новой потребительской корзины, в целом по Российской Федерации по предварительным данным в 2006 году составило 2,88 раза, тогда как в 2005 году - 2,62 раза.

Росту благосостояния населения способствовали меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, по повышению заработной платы, пенсий и пособий, совершенствованию оказания социальной помощи, а также обеспечению более широкого спектра и доступности качественных социальных услуг для малоимущего населения.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004г. № 198-ФЗ с 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 1100 рублей в месяц.

Работа по повышению эффективности систем оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом специфики отдельных видов экономической деятельности осуществлялась в 2006 году по следующим основным направлениям:

  1. Совершенствование нормативной правовой базы, устанавливающей системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы
    Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения, необходимые для развития новых систем оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, основанных на коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных правовых актах в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Согласно внесенным изменениям системы оплаты труда основываются на базовых ставках заработной платы (базовых должностных окладах) по профессионально-квалификационным группам работников, которые могут устанавливаться Правительством Российской Федерации, с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также государственных гарантий по оплате труда. При установлении систем оплаты труда организации применяют рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и учитывают мнение соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.
    Во исполнение указанной нормы Трудового кодекса Российской Федерации Министерством подготовлены:
    • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, которые утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 20 октября 2006 г. (протокол № 9);
    • проект постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» (проект постановления, согласованный с 17 заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, был представлен в Правительство Российской Федерации 1 ноября 2006 г.).
  2. Увеличение ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы с целью повышения стимулирующей роли заработной платы.
    В рамках выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год о повышении доходов работников учреждений бюджетной сферы за три года не менее, чем в 1,5 раза в реальном выражении, в 2006 году проведены:
    • повышение с 1 мая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» ставок заработной платы на 15%;
    • повышение с 1 октября в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 г. № 590 «О повышении с 1 октября 2006 года размера тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» ставок заработной платы на 11%.

    Всего в течение 2006 года заработная плата работников федеральных государственных учреждений увеличилась на 1 и 18 разрядах на 52,6%; 2 разряда – 42,3%; на 3 разряде – 38,8%; на 4-17 разрядах – на 27,65%.

    Для повышения заработной платы работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в размерах, соответствующих размерам, установленным для федеральных учреждений, из федерального бюджета выделялись средства на оказание финансовой помощи дотационным регионам.

  3. Реализация пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук.

    В целях совершенствования оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 апреля 2006 года № 236 «О реализации в 2006 – 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук».

    Указанным постановлением утверждены размеры окладов научных работников учреждений, участвующих в пилотном проекте. Научным учреждениям и научным центрам РАН предоставлено право самостоятельно определять размеры надбавок, доплат и других стимулирующих выплат в пределах средств, выделяемых им из федерального бюджета. При этом средства федерального бюджета, предназначенные для осуществления выплат стимулирующего характера научным работникам, могут составлять до 60 процентов размера средств, предназначенных для осуществления выплат должностных окладов соответствующим категориям работников.

  4. Повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений в рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.

В 2006 году в рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования введены:

Дополнительные выплаты произведены медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в период беременности и во время родов (за счет части средств родового сертификата), а также медицинским работникам, проводившим дополнительную диспансеризацию работающих граждан и оказывающим им первичную медико-санитарную помощь.

Повышение среднего размера оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения составило:

Увеличение размера оплаты труда медицинских работников, обслуживающих родовой сертификат составило:

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по укреплению медицинских кадров первичного звена здравоохранения отмечено также:

Работа по повышению эффективности систем оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом особенностей отдельных отраслей будет продолжена в 2007 году. В рамках пилотных проектов, ориентированных на повышение эффективности работы бюджетных учреждений, которые будут проводиться в образовательных учреждениях (в 20 субъектах Российской Федерации) и в учреждениях здравоохранения (в 17 субъектах Российской Федерации), предусматривается отработка механизмов оплаты труда работников в зависимости от объемов и качества предоставляемых образовательных и медицинских услуг.

В стационарных медицинских учреждениях, участвующих в пилотных проектах, предполагается осуществить:

В целях внедрения системы оплаты труда медицинских работников по конечному результату их деятельности для субъектов Российской Федерации подготовлены рекомендуемые критерии оценки качества деятельности врачей.

Результатом дополнительных мер по повышению оплаты труда отдельных категорий работников здравоохранения и образования стало улучшение соотношения между средней заработной платой работников этих отраслей и работников обрабатывающих производств. Так, в ноябре 2006 года это соотношение составило по здравоохранению – 81,3% (в мае прошлого года – 68,8%), по образованию – 72,3% (в мае прошлого года – 66%).

В 2006 году повышено денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц и денежное содержание государственных гражданских служащих.

В 2006 году продолжилось сокращение задолженности по заработной плате.

Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2007 года составила 4159 млн. рублей. Объем просроченной задолженности, сложившийся на 1 января 2007 года, составляет 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности, в том числе в образовании, здравоохранении и культуре – 0,1%. Численность работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, составила 0,4 млн. человек (в соответствующем периоде 2006 года – 0,8 млн. человек). По сравнению с 1 января 2006 года задолженность снизилась на 1597 млн. рублей, или на треть.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 января 2007 года составила 248 млн. рублей, в том числе в социальной сфере (здравоохранении, образовании, культуре) – 108,1 млн. рублей.

Органами федеральной инспекции труда продолжается оперативная работа по проведению целевых и комплексных проверок соблюдения трудового законодательства по вопросам оплаты труда в организациях, допускающих задержки заработной платы. В 2006 году госинспекциями труда было проведено более 59 тыс. проверок соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы 1,3 млн. работникам на общую сумму около 7,7 млрд. рублей. В 2006 году госинспекторами труда выявлено 118,4 тыс. нарушений по вопросам оплаты труда.

По результатам проверок по вопросам оплаты труда за допущенные нарушения трудового законодательства в части оплаты труда привлечено к административной ответственности (оштрафовано) более 25,5 тыс. руководителей и других виновных должностных лиц организаций и более 4,2 тыс. юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на общую сумму свыше 87,1 млн. рублей, привлечено к дисциплинарной ответственности более 1,6 тыс. виновных должностных лиц.

В течение 2006 года в суды было направлено 469 протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших нарушения законодательства об оплате труда на основании части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, в целях привлечения их к административной ответственности в виде дисквалификации (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо осуществлять управление юридическим лицом).

По результатам рассмотрения протоколов судами было дисквалифицировано 172 руководителя и должностных лица. Для привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в органы прокуратуры направлено 703 материала, по итогам рассмотрения которых возбуждено 89 уголовных дел, при этом 22 виновных лица осуждено судом.

Министерством подготовлен законопроект, который предполагает изменения, направленные на более широкое применение мер уголовной ответственности к руководителям организаций всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, допускающим систематические задержки заработной платы из корыстной или личной заинтересованности. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2006г. № 340-р.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан по предложению Министерства 24 марта 2006г. приняты постановления Правительства Российской Федерации:

№ 165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии»;

№ 166 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц»;

№ 167 «Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2005 год и индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2005 год».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 № 165 с 1 апреля 2006г. размеры базовых частей трудовой пенсии, а также соответствующие размеры пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», были повышены на 8,5%. Одновременно была увеличена на 6,3% страховая часть трудовой пенсии. В результате индексации были повышены размеры пенсий 38,3 млн. человек.

С 1 августа 2006 года в соответствии с подготовленным по предложению Министерства постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. № 466 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006 года страховой части трудовой пенсии» страховая часть трудовой пенсии увеличена на 6,2%. В результате индексации были повышены размеры пенсий 36,2 млн. человек.

В результате проведенных индексаций средний размер трудовой пенсии (с учетом получателей двух пенсий) увеличился за 2006 год на 302 рубля. Средний размер трудовой пенсии по старости возрос на 323 рубля.

Повышение среднего размера пенсий по государственному пенсионному обеспечению с начала года составило 137 рублей. Средний размер социальных пенсий увеличился на 133 руб. и составил 1932 рубля.

Повышение средних размеров пенсий инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составило соответственно 664 руб. и 662 рубля. Средний размер назначенной им пенсии составил 7012 руб. и 6782 руб. соответственно.

Также были с 1 апреля 2006г. повышены и другие выплаты, размер увеличения которых зависит от роста базовой части трудовой пенсии. Так, на 8,5% были повышены размеры дополнительного материального обеспечения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

Повысился уровень материального обеспечения отдельных категорий неработающих пенсионеров, получающих две пенсии, ежемесячную денежную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Материальное обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны возросло более чем на 700 руб. и составило соответственно 10,2 тыс. руб. и 9,9 тыс. рублей. Рост материального обеспечения вдов военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, составил 443 руб., средний размер материального обеспечения увеличился до 6,3 тыс. рублей.

Таким образом, за 2006 год наряду с реальным повышением пенсий был обеспечен рост общего уровня материального положения пенсионеров.

При разработке перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006-2009 годы, предусмотрены меры по увеличению пенсий, предполагающие доведение к 2009 году среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, что означает увеличение базовой части трудовой пенсии ежегодно на 12-14% сверх роста цен.

Существенно повышен уровень материального обеспечения Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы. С 1 января 2006 года взамен натуральных льгот установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 25000 рублей.

Федеральным законом от 9 мая 2006г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в 2006 году указанным категориям граждан установлена ежемесячная денежная выплата в размере 20000 рублей.

В 2006 году при участии Минздравсоцразвития России приняты Федеральные законы, направленные на улучшение пенсионного обеспечения граждан:

Приняты Указы Президента Российской Федерации, направленные на улучшение материального обеспечения отдельных категорий граждан (о пересчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим отдельные государственные должности).

Приняты постановления Правительства Российской Федерации:

Подготовлены и приняты приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об установлении тождества наименования учреждений и должностей, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

С 1 апреля 2006 года проведена индексация на 8,5% ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь.

Согласно Федеральному регистру лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, за 2006 год численность получателей ежемесячной денежной выплаты увеличилась на 3,5% и достигла на 1 января 2007 года 16,9 млн. человек.

Для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, разработаны программы:

Бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

1 октября 2006 года территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации завершили прием заявлений граждан об отказе от получения социальных услуг на 2007 год.

Право на получение набора социальных услуг на 2007 год оставили 8,3 млн. человек или 49,4% от числа граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе:

7,7 млн. человек - на получение набора социальных услуг в виде дополнительного лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения;

7,5 млн. человек – на получение набора социальных услуг в виде проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и проезда междугородном транспортом к месту лечения и обратно.

В целях усиления материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1 января 2006 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 6 до 8 тыс. рублей, также повышен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 500 до 700 рублей.

Занятость населения и безработица

В 2006 году ситуация с занятостью населения немного улучшилась.

Численность занятых экономической деятельностью составила 69,5 млн. человек, что на 1,3% больше, чем в 2005 году.  

В 2006 году в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 6,2 млн. человек, из них 3,2 млн. человек были признаны в установленном порядке безработными. По сравнению с 2005 годом численность граждан, обратившихся в органы службы занятости, уменьшилась на 4,0%, численность безработных граждан уменьшилась на 4,8%. На 1 января 2007 года на учете в органах службы занятости состоит 1,7 млн. безработных граждан.

На конец декабря 2006 года общая численность безработных (по методике МОТ) составила 5,1 млн. человек (По сравнению с соответствующим периодом 2005 года число безработных сократилось на 0,6 млн. человек, или на 10,5%. Уровень безработицы на конец 2006 года - 6,9% экономически активного населения (на конец декабря 2005 года – 7,7%).

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2006 года составил 2,4%, что меньше значения данного показателя в 2005 году на 0,1%.

В соответствии с заявленной работодателями потребностью в работниках на конец 2006 года количество свободных рабочих мест и вакантных должностей составило 935,7 тыс. единиц, что на 14,6% больше чем в 2005 году.

Коэффициент напряженности, на 1 января 2007 года составил 2,0, по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 0,5 процентных пункта. В ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности превышает среднероссийский уровень в несколько раз (до 702 раз). Наиболее напряженная ситуация сложилась в Чеченской Республике (по состоянию на конец года при численности безработных граждан более 322 тыс. человек сведения о заявленной потребности в рабочей силе отсутствуют), Республике Ингушетия (702,5), Республике Дагестан (99,6), Корякском автономном округе (24,7).

В целях снижения социальной напряженности в регионах, имеющих достаточно высокий уровень безработицы, территориальными органами Роструда по вопросам занятости населения проводились активные мероприятия по содействию занятости населения (содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, профессиональная ориентация).

Безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы осуществлялись: выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также безработным гражданам в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.

В 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006г. № 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 720 рублей, максимальная – 2880 рублей.

Принятые меры позволили осуществить в 2006 году во всех субъектах Российской Федерации выплату пособий по безработице своевременно и в полном объеме.

Получателями пособий по безработице являлись ежемесячно порядка 1,5 млн.человек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006г. № 831 установлена минимальная и максимальная величины пособия по безработице на 2007 год.

В целях координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти в области занятости населения разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект Концепции действий на рынке труда в 2006-2010 гг., направленный на решение текущих и предотвращение возможных проблем обеспечения экономики трудовыми ресурсами.

Концепция действий на рынке труда определяет цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда.

В проекте концепции изложены предпосылки разработки новой политики в области регулирования рынка труда, в том числе связанные с итогами и перспективами социально-экономического развития Российской Федерации, демографическими тенденциями, территориальными и структурными диспропорциями на рынке труда, качеством рабочих мест.

В течение 2006 года осуществлялась работа, направленная на передачу с 1 января 2007 года отдельных полномочий Российской Федерации в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Вместе с тем, в целях осуществления эффективной организации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче полномочий и для реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации передаваемых Российской Федерацией полномочий в области содействия занятости населения потребовалось уточнение роли государственных органов власти в регулировании рынка труда и изменение системы управления государственной службой занятости населения.

В этой связи были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон № 199-ФЗ. Данные уточнения установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом».

В соответствии с планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации  Федерального закона от 31 декабря 2005г.№ 199-ФЗ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 845-р, подготовлены следующие нормативные правовые акты:

Подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации

Осуществлены мероприятия подготовительного этапа, связанные с исполнением переданных полномочий Российской Федерации с 1 января 2007 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В субъекты Российской Федерации направлены:

Внесены изменения в Схему размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (приказы Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006г. № 426, 11 августа 2006г. № 602, от 27 октября 2006г. № 731).

Социальное обслуживание

В 2006 году завершена работа по формированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей новый порядок работы организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации инвалидов.

Создана трехуровневая система федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (бюро, главное бюро, Федеральное бюро).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. № 95 утверждены порядок и условия признания лица инвалидом.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; внесены изменения в формы документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению. Разработаны формы направления на медико-социальную экспертизу гражданина, выдаваемые организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, а также формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и порядок его составления. Утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены; перечень технических средств реабилитации не подлежащих сдаче по истечении сроков пользования ими. Определен порядок обеспечения инвалидов креслами-колясками активного типа и с электроприводом; собаками-проводниками.

Утверждены постановлением Росстата в октябре 2006г. годовые формы отчета (статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России) статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения.

В целях совершенствования работы организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации инвалидов образована Комиссия по вопросам совершенствования деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. На заседаниях Комиссии заслушано 28 руководителей главных бюро медико-социальной экспертизы. По итогам заслушивания были приняты решения по оптимизации деятельности указанных учреждений и объективности принимаемых ими экспертных заключений по установлению гражданам инвалидности.

Утвержден Порядок предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета государственной поддержки отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям.

В 2006 году началась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

В целях усиления правовых гарантий доступности и качества социальных услуг, обеспечения соответствия норм законодательства в области социального обслуживания современному уровню развития общественных отношений и экономики, укрепления правовых основ внедрения рыночных механизмов в сфере социального обслуживания в течение 2006 года был подготовлен законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» взамен действующего Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

При подготовке проекта федерального закона вопросы совершенствования правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения, а также правоотношений в сфере профилактики бродяжничества и формирования модели деятельности социальных служб по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства рассматривались на совещаниях с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполняющих функции по социальной защите населения.

В связи с передачей полномочий в сфере социального обслуживания на уровень субъектов Российской Федерации в регионах осуществляются мероприятия по укреплению сети государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств региональных бюджетов.

Учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществлялось предоставление социальных услуг во всех установленных законодательством формах (нестационарная, полустационарная, стационарная и срочная социальная).

В 2006 г. надомные социально-бытовые услуги получили более 1,15 млн. человек. В центрах социального обслуживания населения (отделениях дневного пребывания, временного (в течение 2-3 месяцев) проживания за первое полугодие 2006 года обслужено более 410 тыс. человек.

В отделениях (службах) срочного социального обслуживания разовые социальные услуги в трудных жизненных ситуациях в текущем году получили более 5,5 млн. человек.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам с выраженной социальной недостаточностью, ограниченной способностью к самообслуживанию и/или передвижению предоставляются места в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.

За 2006 год сеть стационаров расширилась на 188 учреждений, или на 12%. Введено в действие 2,1 тыс. новых мест, стационарным обслуживанием дополнительно охвачено 1,4 тыс. человек.

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов за текущий период 2006 года составил 91%. Очередность во все типы стационарных учреждений составляет около 23,9 тыс. человек.

В 2006 году завершена работа по переходу на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит решить задачу укрепления существующих и создания стационарных учреждений новых типов (дома-интернаты (отделения) милосердия, дома-интернаты малой вместимости, геронтологические, геронтопсихиатрические и реабилитационные центры).

Активизировалась работа в области стандартизации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 2006 году разработаны и готовятся к утверждению проекты четырех национальных стандартов, которые определяют основные факторы, оказывающие существенное влияние на качество социальных услуг, в том числе специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания, требования к персоналу этих учреждений. Определены типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, установлены идентификационные характеристики и содержание деятельности этих учреждений, а также установлены требования к специалистам, осуществляющим деятельность по оказанию основных видов социальных услуг, к сотрудникам, обеспечивающим функционирование  этих учреждений:

В целях формирования единой системы стандартизации в области социального обслуживания, обеспечения единых подходов к техническому регулированию в названной области, определения перспектив развития, объема, порядка и последовательности выполнения работ по стандартизации, подтверждения соответствия и контроля оказания социальных услуг разработан и готовится к утверждению в установленном порядке проект концепции технического регулирования в области социального обслуживания.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006г. № МФ-П4-2119 в целях обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации от 6 февраля 2004г. № Пр-197 по вопросу правового регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации сформирована межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минрегион России, Минюст России).

Во втором полугодии 2006г. проведено два заседания межведомственной рабочей группы, на которых обсуждались предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и проект доклада Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу правового регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества (направлен в Правительство Российской Федерации 14 июля 2006г. № 4057-Пр) и другие вопросы.

Сводный перечень предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации 22 июня 2006г. № 3493-Пр.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2006г. № АЖ-П4-3670 были осуществлены мероприятия, направленные на решение вопроса оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для реконструкции и оснащения учреждений социального обслуживания для лиц без определенного места жительства. Подготовлены:

Министерство принимает участие в реализации мероприятий государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 200, в частности, в разработке следующих проектов межведомственных нормативных правовых актов:

По предложению Министерства Правительством Российской Федерации принято постановление от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты».

В 2006 году продолжена работа по улучшению механизма социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия, осуществлялись меры по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Проиндексированы денежные компенсации и иные выплаты, установленные законодательством гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246.

Разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о механизме финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежных компенсаций указанным гражданам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также предложения, направленные на уточнение порядка установления причинной связи заболеваний с воздействием радиации гражданам из числа участников подразделений особого риска.

Приняты ведомственные нормативные правовые акты по вопросам порядка и условий выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, проживающим территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляются своевременно и в полном объеме. Размер средней ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачиваемой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы вырос в 2006 году по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза и составил 6,4 тыс. рублей. С учетом размеров всех установленных для инвалидов-чернобыльцев выплат и компенсаций, а также пенсии по инвалидности, совокупный объем денежных средств, получаемых ежемесячно инвалидами из числа данных граждан, составил в 2006 году у инвалида у инвалида I группы –  от 15,8 тыс. рублей, у инвалидов II группы от 8,8 тыс. рублей.

Продолжена работа по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 22 июня 2002г. № К-671нс по вопросу исполнения решений федеральных судов, связанных с выплатой денежных компенсаций участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 

Основными причинами образования данной задолженности являются: непроведение в 2000-2004 годах индексации размера компенсаций, выплачиваемых данным гражданам, признанное неправомерным высшими судебными органами Российской Федерации; недостатки в правовом регулировании полномочий органов государственной власти по определению размеров и выплате  компенсаций; недостаточное финансовое обеспечение расходов на их осуществление.

На исполнение данных судебных решений из федерального бюджета в 2006 году было направлено 2451,6 млн. рублей. Это позволило обеспечить осуществление в полном объеме текущих выплат в размерах, определенных судебными решениями, а также погасить большую часть задолженности по единовременным выплатам за предыдущие годы.

В целях устранения причин несвоевременного исполнения судебных решений, обусловленных несовершенством системы финансового обеспечения компенсаций в возмещение вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 872 установлен новый механизм их выплаты Рострудом в централизованном порядке.

В федеральных округах проведены совещания по улучшению взаимодействия органов государственной власти в целях обеспечения  своевременного исполнения судебных решений.

Осуществлен комплекс мероприятий по выработке совместных с Верховным Судом Российской Федерации подходов к проведению индексации сумм возмещения вреда за прошлое время гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Совместно с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека продолжена практика урегулирования заявлений граждан, ранее поданных в Европейский Суд по правам человека, путем заключения с ними мировых соглашений. В 2006 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации организовано заключение 24 мировых соглашений.

Наиболее актуальной проблемой остается погашение перед гражданами, подвергшимися воздействию радиации, задолженности по единовременным выплатам за предыдущие годы, определенной судебными решениями на основании рекомендаций Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года о проведении индексации сумм возмещения вреда за 2000-2001 годы в 2,5 раза.

В целях ее погашения Министерством в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2006г. № ДМ-П12-5698 организовано проведение сверки обязательств по неисполненным судебным решениям. По ее результатам в Министерство финансов Российской Федерации будут направлены предложения о выделении дополнительных ассигнований на выплату указанных сумм возмещения вреда и исполнение вышеназванных судебных решений при корректировке федерального бюджета на 2007 год.

Своевременное и полное выделение дополнительных ассигнований на эти цели позволит завершить до конца 2007 года погашение задолженности по принятым судебным решениям в пользу граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Продолжена работа по обеспечению выплат членам семей погибших военнослужащих. В этих целях приняты постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 591 «О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву», от 4 октября № 602 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации в части повышения размера ежемесячного пособия детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (пропавших без вести) при исполнении служебных обязанностей», от 27 мая 2006 г. № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца».

Осуществлен комплекс информационно-аналитических мероприятий направленных на совершенствование системы социальной защиты граждан уволенных с военной службы, членов семей погибших военнослужащих и лиц, пострадавших в результате террористических акций.

В Правительство Российской Федерации направлены предложения об осуществлении социальной реабилитации граждан, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, разработанные в связи с вступлением в силу с 1 января 2007 года соответствующих норм Федерального закона «О противодействии терроризму».

В 2006 году продолжена организация работы по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Осуществлялось санаторно-курортное лечение пострадавших граждан и членов семей погибших (умерших) граждан в результате террористической акции, совершенной 13 - 14 октября 2005 г. в г. Нальчике. В 2006 году на эти цели направлены денежные средства в объеме до 1700 тыс. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 386-р). Оказана единовременная материальная помощь указанным гражданам. В этих целях из резервного фонда Правительства Российской Федерации Правительству Кабардино-Балкарской Республики в 2006 году было выделено 680 тыс. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2006 года № 710-р).

Оказана материальная помощь неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате теракта в г. Беслане. На эти цели Пенсионным фондом Российской Федерации было выделено до 1300 тыс. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006г. № 1477-р).

В 2006 году оказана единовременная материальная помощь семьям погибших и пострадавшим в результате авиационных катастроф (самолет А-320 в районе г.Сочи, А-310 в г.Иркутске, Ту-154 в Донецкой области Украины). Из резервного фонда Правительства Российской Федерации на эти цели было выделено в общей сложности 35000 тыс. рублей (распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 мая 2006г. № 748-р; от 14 июля 2006г. № 1013-р; от 4 сентября 2006г. №1232-р).

Пенсионным фондом Российской Федерации в 2006 году была оказана помощь неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате землетрясения в Корякском автономном округе (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2006 № 1206-р). На эти цели было направлено 5852 тыс. рублей.

В целях оказания материальной помощи семьям погибших и пострадавшим гражданам в результате аварии на шахте «Центральная» рудника Вершино-Дарсунский в Читинской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации было направлено 3050 тыс. рублей.

В 2006 году продолжена работа по улучшению социально-экономического положения ветеранов и членов семей погибших военнослужащих в условиях более четкого распределения полномочий уровней государственной власти в этой сфере.

В целях определения основных путей развития системы государственной поддержки ветеранов в соответствии с решением восемнадцатого заседания Российского организационного комитета «Победа», утвержденным Президентом Российской Федерации В.В.Путиным от 16 мая 2005 г., Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен проект государственной программы по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. Указанный проект программы 10 марта 2006 года одобрен Российским организационным комитетом «Победа» и рекомендован в качестве основы для разработки и реализации комплексов мер по улучшению социально-экономического положения ветеранов войны и боевых действий федеральных органов исполнительной власти.

В порядке реализации данного решения разработан и утвержден Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Комплекс мер Минздравсоцразвития России по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий на 2006-2010 годы, который был направлен в Российский организационный комитет «Победа». Российский организационный комитет «Победа» направил Комплекс мер со своими рекомендациями руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью разработки аналогичных программных актов для обеспечения адресного и комплексного решения социально-экономических проблем ветеранов.

С 2006 года реализуется новый механизм предоставления членам семей погибших военнослужащих мер социальной поддержки по оплате жилья и других видов услуг (установка телефона, абонентская плата за пользование телефоном, радиотрансляционной точкой и коллективной телевизионной антенной) установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005г. № 475. В настоящее время указанный вид помощи получают 25 тыс. человек, что на 5 тыс. человек больше, чем в 2005 году.

Правительством Российской Федерации принят Порядок осуществления выплат членам семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву либо по контракту, в целях осуществления ремонта принадлежащих им индивидуальных жилых домов.

В 2006 году продолжилось осуществление комплекса организационно-практических мер по ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляется ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

По данным субъектов Российской Федерации, в I полугодии 2006 года на учете в органах социальной защиты населения состояли 341,4 тыс. семей, 623,3 тыс. детей (в 2005 году – 364,3 тыс. семей, 676,6 - тыс. детей).

В течение I полугодия 2006 года продолжилась тенденция к сокращению количества беспризорных детей, прошедших через специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В I полугодии 2006 года в названных учреждениях прошли социальную реабилитацию 2,3 тыс. беспризорных детей; в 2005 году – 4,3 тыс., в 2004 году – 5,7 тыс., в 2003 году – около 7,5 тыс.

Продолжена работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др.

В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей в I полугодии 2006 года 2,6 млн. семей получили различные виды помощи.

С целью обеспечения качественного развития социальных служб для семьи и детей в 2006 году Министерством проведен конкурс по результатам которого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июня 2006г. № 495 статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы присвоен 36 учреждениям социального обслуживания семьи и детей.

В 2006 г. Министерством продолжено совершенствование нормативной правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» принимаются меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.

В I полугодии 2006 года из федерального бюджета выделено 7617,71 тыс. руб. на финансирование перевозки между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. По оперативным данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в течение данного периода к месту проживания за счет средств федерального бюджета перевезено 890 несовершеннолетних, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – 2801 несовершеннолетний.

Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.

В 2006 году особое внимание уделялось организации отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006г. № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» осуществлялась координация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Российской Федерации

В рамках подготовки к летней оздоровительной кампании 12 мая 2006 года было проведено селекторное совещание по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году с участием руководителей Министерства, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роспотребнадзора, Росздрава, Роструда, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На финансирование проведения оздоровительной кампании детей в 2006 году из Фонда социального страхования Российской Федерации выделены средства в объеме 13440,8 млн. рублей, федерального бюджета – 1308,72 млн. рублей. В результате принятых мер удалось сохранить основные показатели по организации детского отдыха и оздоровления детей на уровне 2005 года. По итогам за 2006 год численность детей, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и временной занятости составила 10 901 тыс. человек, а охват детей в возрасте 7-17 лет всеми указанными формами оздоровления и занятости возрос до 58,9% (в 2005 г. - 56,5%).

Развитие социального страхования

В 2006 году в целях совершенствования правового регулирования обеспечения граждан пособиями по временной нетрудоспособности принят Федеральный закон от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Федеральным законом определяются условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. В частности Федеральным законом отменена зависимость размера пособия от продолжительности непрерывного трудового стажа, работнику предоставлена возможность получения указанных пособий как по основному месту работы так и по совместительству, а так же законодательно закрепляет порядок установления, выплаты и определения размера пособий.

В 2006 году около 15 тысяч страхователей использовали около 3 млрд. средств Фонда социального страхования Российской Федерации на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников (что больше, чем в 2005 году на 37 %).

В 2006 году за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации страхователи по результатам аттестации рабочих мест смогли профинансировать мероприятия по улучшению условий труда около 140 тысяч рабочих мест, что позволило снизить по сравнению с 2005 годом, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

По статистике Фонда социального страхования Российской Федерации общее число страховых случаев в 2006 году составило 89020, что меньше аналогичного показателя 2005 года на 7,5%. При этом число тяжелых несчастных случаев на производстве уменьшилось за аналогичный период в 1,4 раза, число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом уменьшилось на 21%, число случаев впервые выявленных профессиональных заболеваний – на 8,2%.

Расходы Фонда на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в 2006 году по сравнению с 2005 годом, по оперативным данным, увеличились на 0,1 млрд. рублей, или на 4%, и составили более 2,56 млрд. рублей. Из них около 68% составили расходы на медицинскую реабилитацию пострадавших в санаторно-курортных учреждениях.

С 2006 года Фонд социального страхования Российской Федерации  начал осуществлять оплату лечения пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве в период временной нетрудоспособности, в том числе – стационарную, амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную реабилитацию. Расходы на эти цели в 2006 году составили около 45 млн. рублей. Было оплачено лечение более 1200 застрахованных, пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве, из них 280 пострадавшим уже полностью восстановлена трудоспособность.

Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусмотрено установление размера единовременной страховой выплаты в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из твердой суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, а также передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, средства для осуществления им мероприятий по обучению, по охране труда отдельных категорий застрахованных и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Здравоохранение 

В целях повышения доступности и качества медицинских услуг с 1 января 2006 года началась реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В рамках реализации приоритетного национального проекта была сформирована правовая база. Приняты: Федеральный закон от 30 июня 2006г. № 91-ФЗ (в соответствии с которым расширен Национальный календарь профилактических прививок), 15 постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения, и определяющих порядок финансирования отдельных мероприятий приоритетного национального проекта, 23 отраслевых нормативных правовых актов, подписаны соглашения по реализации национального проекта со всеми субъектами Российской Федерации.

Финансирование затрат в 2006 году на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения осуществлялось из средств федерального бюджета в объеме 65,7 млрд. рублей, средств бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 25,8 млрд. рублей. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями выделялись значительные средства на сопровождение проекта. В бюджетах ряда субъектов Российской Федерации средства, направленные на финансирование здравоохранения, составили в 2006 году свыше 20%.

Средства были направлены на укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения. Было закуплено свыше 22,6 тысяч единиц диагностического оборудования для муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений; более 6,7 тыс. единиц санитарного транспорта и 93 реанимобиля с кювезами для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации.

Эти меры привели к уменьшению времени ожидания обследования больных с 10 до 7 дней, снижению на 30% платности медицинских услуг, сокращению времени ожидания больными бригад скорой помощи с 35 до 25 минут и повышению эффективности скорой медицинской помощи путем ее оказания с первой минуты транспортировки.

В 2006 году был изменен механизм предоставления гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи. Внедрены стандарты и рассчитаны нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичных видов помощи. Сформировано государственное задание на оказание этих видов медицинской помощи, а также листы ожидания высокотехнологичной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации.

В федеральных специализированных медицинских учреждениях высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи оказаны 128 тыс. больных. Наиболее востребованными видами медицинской помощи являлись сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология и ортопедия. В 8 субъектах Российской Федерации началось строительство федеральных центров высоких медицинских технологий (сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезирования, детской гематологии, онкологии и иммунологии).

Проведены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, их выявлению и лечению, дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря прививок. Кроме этого проведена дополнительная диспансеризация около 6,7 млн. работающих граждан.

В рамках национального проекта в сфере здравоохранения с 1 января 2006г. в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов началась выдача «Родового сертификата».

Внедрение «родового сертификата» позволило беременным женщинам в полной мере реализовать свое право выбора женской консультации и родильного дома, а также сформировать здоровую конкуренцию среди учреждений здравоохранения, оказывающих помощь женщинам во время беременности и родов, которая положительно сказалась на качестве оказываемых услуг.

В 2006 году учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации оказаны услуги по медицинской помощи: на амбулаторно-поликлиническом этапе (женские консультации) –  1332,7 тыс. женщинам; в период родов (родильные дома) – 1286,4 тыс. женщинам.

По оперативным данным (с учетом выдачи талонов № 2 родовых сертификатов) всего в Российской Федерации родилось 1 295 тыс. детей, в том числе двойни – 8380 тройни – 106 и 2 случая рождения четверых детей.

Анализ сведений государственной статистики о рождаемости и данных о родовых сертификатах показывает, что услуги на основании родовых сертификатов оказаны в среднем 90% рожениц.

Меры дополнительной финансовой поддержки за счет родовых сертификатов направлены на качественное совершенствование деятельности сети женских консультаций и учреждений родовспоможения.

Начиная с 2006 года в 53 субъектах Российской Федерации проводится скрининг новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз.

Для обеспечения неонатального скрининга закуплены, поставлены и смонтированы многофункциональные автоматизированные лаборатории, комплекты специальных устройств для обеспечения подготовки и оптимизации исследований образцов крови и наборы тест-систем. В 29 субъектах Российской Федерации в 2006 году впервые начали самостоятельно проводиться обследования новорожденных детей на врожденные заболевания.

В рамках национального проекта в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования прошли подготовку и переподготовку более 12,8 тыс. врачей первичного звена здравоохранения по специальностям «терапия», «педиатрия», общая врачебная практика.

Повышена оплата труда медицинских работников. Заработная плата медицинских работников первичного звена здравоохранения увеличилась в среднем в 2,2 раза, врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений - в 1,8 раза, медицинских работников родовспоможения – в 1,6 раза.

В результате проведенных мероприятий улучшилось комплектование учреждений квалифицированными кадрами, примерно на 10% увеличилась численность работников первичного звена медицинских учреждений, уменьшилась доля врачей пенсионного возраста с 30% до 20% и доля медицинских сестер – с 25% до 13%.

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 27 июня 2006г. одобрены направления, мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2008-2009 годы.

Категории: Минздрав России; демографическая политика; информационное письмо.

Комментарии: 0