Главная
/
Новости
/
Интервью директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игоря Маева ИТАР-ТАСС

Интервью директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игоря Маева ИТАР-ТАСС

На днях Министерство здравоохранения объявило о подведении итогов мониторинга, который был назначен для выяснения причин обвала зарплат врачей в начале 2013 года. Они жаловались, что в первые месяцы года получали в Москве на 4-5 тыс. рублей меньше, чем в прошлом году, а в других регионах – на 1,5-2 тыс. рублей меньше. Когда к апрелю-маю стало ясно, что ситуация не меняется, врачи вышли на улицу. В итоге Минздраву было поручено разобраться, почему целевое выделение средств на повышение зарплат медикам в конце 2012 года средств привело к совершенно противоположным результатам. К каким заключениям пришли эксперты, и какие выводы будут сделаны из сложившейся ситуации, ИТАР-ТАСС рассказал вновь назначенный директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игорь Маев.

- Вопреки всем обещаниям в начале этого года реальные доходы врачей практически по всей стране сократились. Что привело к такой ситуации и какие выводы были сделаны?

- Хочу сразу напомнить, что основная ответственность за повышение зарплат лежала на региональных властях. И средства на эти цели были доведены  до каждого из субъектов вполне своевременно.

Была проведена довольно большая систематическая работа по мониторингу уровня оплаты труда медиков во всех 83 субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа полученных данных мониторинга, в январе-феврале вместо реального увеличения заработной платы в отдельных лечебно-профилактических учреждениях в большей или меньшей степени было допущено абсолютное и относительное снижение размера выплат. Это было связано, прежде всего, с неправильным пониманием руководителями отдельных учреждений механизмов и путей реализации повышения заработной платы, которое должно было произойти в начале этого года.

Кроме того, те надбавки, которые были в 2012г. у ряда специальностей – в частности, для участковых терапевтов, для врачей скорой помощи – были отменены, так как вводились на ограниченный период времени. Правда, это временное ограничение предполагало дальнейшую трансформацию надбавок в другие инструменты увеличения заработной платы, но ничего взамен отмененным надбавкам так и не было предложено. Замена не произошла во многом и потому, что в 2013 году дополнительные выплаты должны были производиться из другого источника финансирования – из фонда обязательного медицинского страхования. И для того, чтобы смена источников финансирования дополнительных выплат прошла гладко, надо было своевременно пересмотреть тарифные соглашения лечебных учреждений со страховыми компаниями. Именно эти новые соглашения и должны были, как предполагалось, обеспечить в конечном итоге рост зарплат медиков за счет иной, более гибкой тарифной политики. В ряде учреждений этого сделано не было.

Еще одна типичная причина снижения зарплат – то, что в январе и феврале некоторым врачам не выплачивались стимулирующие выплаты. Многие учреждения объясняли это отсутствием необходимой нормативной базы, точнее – новых положений о зарплате, которые позволяли бы это адекватно сделать.

Здесь очень много разных точек, мы не можем сейчас назвать какую-то единую причину или даже несколько причин.

- Но на каком уровне произошел сбой?

- Сбой произошел на этапе руководителей отдельных больниц и поликлиник.  

- Какую роль здесь сыграли страховые компании?

- Страховые компании должны были вместе с руководителями этих лечебных учреждений разработать новые тарифные соглашения, конечно, с пересмотром тарифов за отдельные виды медицинских услуг, таким образом, чтобы было предусмотрено реальное увеличения зарплат медицинских работников, выполняющих эти услуги. И своевременно -- в январе и феврале – чего в целом ряде учреждений сделано не было. Это привело к тому, что отдельные категории медработников в отдельных учреждениях за первые месяцы года получили зарплаты ниже той, которая у них была в конце в 2012 года.

- Как Вы считаете, это было выгодно страховщикам?

- Я так не думаю, потому что понятно, что все равно эти деньги, в конечном счете, были до медицинских работников доведены. Просто такая определенная нерасторопность, несвоевременная разработка и коррекция документов несколько задержали процесс. Все было сделано не в январе, а в феврале-марте.

- По прошествии полугода остались ли регионы, в которых зарплаты до сих пор не выровнялись?

- Мы регулярно мониторим ситуацию, в конце каждого месяца подводим итоги, проводим селекторные совещания с регионами, с руководителями их органов здравоохранения. Могу сказать, что в целом снижение заработной платы в первичном звене (врачи-терапевты и педиатры – ИТАР-ТАСС) уже компенсировано. На 1 июня во всех российских регионах отмечен рост заработной платы, выплачены задолженности. Ситуация в целом выправлена, хотя, безусловно, существуют отдельные медицинские учреждения, сотрудники которых продолжают задавать вопросы по поводу своих зарплат. Но на самом деле такая ситуация была всегда, у нас всегда имелось какое-то количество медработников, которые были недовольны тем, сколько им платят. Можем сказать, что по количеству обращений по зарплатам июнь-июль текущего года мало отличается от того же периода  2012 года. По существу мы вернулись к той ситуации, которая есть всегда.  

- На что чаще всего жалуются врачи, когда все-таки обращаются в министерство?

- Если мы будем анализировать обращения, которые к нам поступили за последние полгода по поводу заработной платы вообще, то надо их разделить на несколько различных категорий. Значительная часть медработников информирует нас не о реальном снижении зарплаты (за 6 месяцев было порядка 200 таких обращений), а обращаются с просьбой разъяснить механизмы начисления тех или иных выплат. Например, они интересуются, как рассчитываются выплаты в связи с уходом в отпуск, с потерей трудоспособности, просят разъяснить, что такое стимулирующие выплаты и чем они отличаются от компенсационных, как все эти выплаты соотносятся с заработной платой в целом. Многих интересует роль страховых компаний. Такие обращений абсолютное большинство. Тем не менее,  каждую жалобу по зарплате мы держим на особом контроле.  Для начала посылаем запрос в медицинское учреждение, на которое жалуются. В ряде случаев нам приходилось выезжать с проверками на места. Потом даем ответ заявителю и проводим параллельно работу с руководителями ЛПУ, или даже связываемся с руководителями местного здравоохранения.

Раз все зависит от начальства клиник, главных врачей, давайте поговорим и об их зарплатах. Недавно появились новые ограничения, которые больше не позволят главврачам превращаться в миллионеров в то время, как рядовые медики еле сводят концы с концами...

- Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы предусмотрена оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда не более 40% от общего фонда заработной платы возглавляемого ими учреждения. Речь о всех руководящих работниках вместе взятых, и только какая-то часть из этих 40% достается непосредственно главному врачу.

Когда Минтруд предложил этот норматив, уже была проведена большая работа в этом направлении. В принципе, по итогам 2012 года ничего страшного точно не было: в среднем по России главные врачи федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздраву, получали не более 5% от фонда оплаты труда своих учреждений. В ЛПУ регионального подчинения размер оплаты труда медицинских руководителей устанавливается местными нормативными документами. Мы не можем субъектам на самом деле здесь ничего приказывать. По данным мониторинга, заработок главврачей в среднем составляет до 7%  от зарплатного фонда ЛПУ. При этом уровень зарплаты руководителя не может больше, чем в восемь раз превышать размер средней зарплаты работника возглавляемого им учреждения. 

 - До последнего времени главные врачи сами себе определяли размер не только зарплаты, но и стимулирующих надбавок. Что-то изменилось?

- Оклады и стимулирующие надбавки устанавливались и устанавливаются в соответствии с порядком, определенным Положением об оплате труда, утвержденным правительством в 2008 году. Этот порядок продолжает действовать и в настоящее время, но в него были внесены некоторые изменения. Это система, в соответствии с которой эффективность работы руководства отдельных ЛПУ оценивает вышестоящая инстанция, а не само это руководство. Минздравом разработаны соответствующие критерии эффективности, по которым может быть оценен размер стимулирующих выплат для руководителей подведомственных федеральных учреждений. Кроме того, планируется ввести норму, в соответствии с которой заработная плата главврача не может больше, чем в 8 раз, превышать среднюю заработную плату по конкретному ЛПУ.

Такая система уже введена Минздравом в отношении подведомственных учреждений, и мы планируем распространить ее на регионы.

- Уточните, какие критерии вы используете для оценки и сколько их всего?

- Их очень много, так как для каждого вида учреждений (мед вузов, сатанорно-курортных учреждений, научных институтов, клинических центров) свой набор критериев эффективности. Но независимо от специфики работы всегда оцениваются показатели социальной защищенности и заработной платы рядовых сотрудников. Критерии эффективности пересматривают и уточняют с учетом накопленного опыта каждый квартал.

- Но, наверное, вы не будете отрицать, что до недавнего времени многие главврачи вопреки всем правилам и инструкциям значительно превышали допустимый разрыв между размером собственного заработка и размером зарплат сотрудников.

- Безусловно, были отдельные случаи вопиющих нарушений. Это на самом деле единичные случаи в общей массе, но, к сожалению, каждый такой единичный случай, он настолько звучит, понимаете, он сразу становится достоянием очень большого количества людей. 

Категории: медицинские кадры и образование.

Комментарии: 0