Комментарий Минздрава России о сообщении Комитета гражданских инициатив


В связи с сообщениями СМИ о том, что Комитет гражданских инициатив считает причинами роста смертности в начале 2015 года системные ошибки Минздрава, Минздрав России сообщает следующее.

Министерство в ближайшее время внимательно ознакомится с докладом Комитета гражданских инициатив. Однако судя по тем тезисам доклада, которые уже были озвучены в СМИ, коллеги не в полной мере обладают необходимой информацией о ситуации в системе здравоохранения.

Так, утверждение о замещении бесплатных услуг платными не соответствует действительности: по данным Росстата, в прошедшем году темп роста сектора платных медицинских услуг в 2014 году по сравнению с 2013 годом замедлился. В частности, количество пациентов, госпитализированных в 2014 году на платной основе, сократилось почти на 4%. В целом на протяжении последних десяти лет соотношение государственных и негосударственных расходов на здравоохранение оставалось практически неизменным, составляя 64-65% и 35-36% соответственно.

Что касается сокращения медицинских кадров и их предполагаемого дефицита, то Минздрав России неоднократно сообщал о существующем в отрасли кадровом дисбалансе: о настоящем дефиците медицинских специалистов можно говорить только тогда, когда нужных специалистов нет на рынке труда.

В настоящее же время отмечается дефицит врачей по отдельным специальностям, таким как «патологическая анатомия», «клиническая лабораторная диагностика», «рентгенология», «фтизиатрия». Важно отметить, что дефицит врачей носит не общий, а избирательный характер и сочетается с  профицитом  врачей других специальностей и дисбалансом врачей-специалистов на разных уровнях оказания медицинской помощи в амбулаторном и стационарном звене.

В то же время впервые за последние годы кадровый дисбаланс начал выправляться. Впервые после длительного снижения увеличивается количество средних медицинских работников: в 2013 году численность специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием увеличилось более чем на 11 тыс. чел., или 0,9%. Увеличивается также количество медиков на селе.

По вопросу сокращения медицинских организаций: Минздрав России неоднократно заявлял о недопустимости сокращения маломощных медицинских учреждений, особенно в труднодоступных районах. Более того, Министром здравоохранения Вероникой Скворцовой был подписан приказ о внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению  в части организации помощи сельским жителям. Приказ впервые описывает критерии, согласно которым в населенном пункте должна быть открыта врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт, регламентирует оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы. В частности, документ регламентирует оказание медицинской помощи в селах с числом жителей менее 100 человек: в них медицинская помощь оказывается с помощью выездной службы и специально оборудованных домовых хозяйств, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены связью с территориальным центром медицины катастроф.

Что касается роста смертности от инфекций, включая пневмонию, необходимо отметить, что Минздрав России уделяет большое внимание профилактике этих заболеваний, включая информирование населения об их осложнениях и вакцинопрофилактику. Например, показатель смертности от туберкулеза за период  январь-апрель 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года  снизился на 5,5% и составил 10,3 случая на 100 тыс. населения.

Интенсивность эпидемии гриппа 2015 года в России, как и во всем мире,  была выше по ряду эпидемиологических критериев по сравнению с предыдущей по причине более существенных и непредсказуемых мутационных изменений у возбудителей гриппа A(H3N2), что не было учтено рекомендациями ВОЗ.

Заявление о значительных территориальных различиях в стоимости отдельных видов медицинской помощи также не соответствует действительности: напротив, если в 2008-2009 годах межрегиональные различия тарифов в системе ОМС доходили до 25 раз, а к концу 2011 года в восьми регионах из десяти отклонение превышало 50%, то с начала 2013 года был впервые возвращен принцип социального равенства и солидарности при распределении государственных ресурсов здравоохранения, сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида.  Территориальные программы ОМС стали финансироваться на основе единого для всей страны подушевого норматива с учетом численности застрахованного населения и коэффициента дифференциации между регионами. В итоге дифференциация между регионами сократилась кардинальным образом.

Авторы доклада указывают на рост смертности, однако следует особо подчеркнуть, что по итогам мая 2015 года уже зафиксировано снижение числа умерших по отношению к маю прошлого года на 5,9%, или примерно на 10 000 человек.

Такая положительная динамика связана, прежде всего, с оперативно принятыми Минздравом России мерами по осуществлению мониторинга основных причин смертности населения в регионах: ведомство в еженедельном режиме мониторирует количество смертей и вызовов скорой помощи на каждом участке, оказывающем первичную медицинскую помощь – их в стране около 60 000.

Комментарии