Выступление Министра Вероники Скворцовой на совещании страновых координаторов по борьбе с НИЗ


В течение последних десятилетий в целом ряде стран были предприняты значительные усилия по снижению смертности населения от неинфекционных заболеваний, которые позволили в конечном итоге существенно снизить в них общую смертность. В то же время проблема демографического и экономического бремени неинфекционных заболеваний для большинства стран остается очень актуальной. При сохранении целого комплекса нерешенных проблем с факторами риска для многих государств настоящим вызовом стала быстро растущая распространенность ожирения, которое порождает рост артериальной гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза и их инвалидизирующих и фатальных осложнений.

Новый импульс борьбе с неинфекционными заболеваниями был придан Московской декларацией, принятой на Первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (2011 год) с последующим принятием в сентябре того же года Генеральной Ассамблеей ООН соответствующей Политической декларации. Дальнейшее политическое развитие данный вопрос получил в Итоговом документе ООН по неинфекционным заболеваниям в июле 2014 года, а также обозначение в сентябре 2015 года 70-ой сессией Генассамблеи ООН среди Целей устойчивого развития новой цели – обеспечения условий для здорового образа жизни.

Основным руководящим документом для практической реализации политических решений стал разработанный ВОЗ и принятый Всемирной ассамблеей здравоохранения «Глобальный план действий по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на 2013-2020». Всемирная ассамблея здравоохранения также приняла комплексную глобальную систему мониторинга, включающую набор из 9 добровольных глобальных целей, которые предстоит достичь к 2025 году, и набор из 25 показателей, которые можно применять во всех условиях на региональном и страновом уровнях в целях мониторинга тенденций и оценки прогресса, достигнутого в реализации национальных стратегий и планов по неинфекционным заболеваниям. И наконец, в 2015 году ВОЗ утвердила глобальный координационный механизм, чем фактически завершило создание практических документов по борьбе с неинфекционными заболеваниями. Наступило время реальных действий.  Таким образом, мы можем констатировать, что все необходимые идеологические и политические документы, связанные с проблемой НИЗ, созданы, и наступило время реальных действий.

В борьбе с неинфекционными заболеваниями можно выделить два принципиальных направления. Первое - это формирование здорового образа жизни населения. И второе - адекватный ответ системы здравоохранения в плане своевременного выявления факторов риска и неинфекционных болезней, взятие под контроль течение этих заболеваний посредством достижения целевых параметров с помощью эффективных лекарственных средств в ходе динамического наблюдения за пациентами. И, наконец, применение самых современных технологий в том случае, если необходимо оперативное лечение.

Эффективная работа по формированию здорового образа жизни, во-первых, предполагает информирование населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и мотивирование к их предупреждению, а также при необходимости – коррекции.   Еще более сложной является вторая часть проблемы - это обеспечение условий для здорового образа жизни, что предполагает  обеспечение свободной от табачного дыма окружающей среды, наличие доступной здоровой пищи и той среды для занятий спортом и физической культурой , которая должна позволить каждому иметь необходимый уровень физической активности.

Решение этих задач требует межсекторального подхода, предполагающего объединение всех политических сил, государственной власти разных уровней, работодателей, общественных организаций, волонтеров. Другими словами, всех секторов и слоев общества.

Оптимальной организационной формой обеспечения такого межсекторального взаимодействия является Национальный план борьбы с неинфекционными заболеваниями. В качестве первого шага в этом направлении возможно создание Национальной стратегии, что позволит провести предварительную работу по вовлечению участников всех секторов в процесс разработки и затем ее реализации эффективного Национального плана.     

Стратегия должна определить приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общественного здоровья с целью увеличения продолжительности здоровой и активной жизни, реализации жизненного потенциала граждан, снижения уровня инвалидности и смертности.  

В Российской Федерации в течение последних десяти лет продолжительность жизни увеличилась более, чем на пять лет. Общая смертность снизилась на 13,5%, инвалидность снизилась в 2,5 раза. Основой действий по борьбе с неинфекционными заболеваниями  в России является Государственная программа развития здравоохранения, которая стартовала в 2011 году. Аналогичные программы созданы и работают во всех регионах страны. Координация действий по формированию здорового образа жизни на федеральном уровне осуществляется Правительственной комиссией, куда входят все министры кабинета, а также представители всех религиозных конфессий.

Россия играет большую роль в глобальном процессе по борьбе с неинфекционными заболеваниями. В стране создана тотальная система лечения больных с инсультом и острым коронарным синдромом, а также сеть центров для высокотехнологичного лечения больных с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. В этих центрах включены все высокотехнологичные методы диагностики и лечения, которые позволяют оказывать наиболее полноценную на сегодняшний день медицинскую помощь. В результате за 10 лет в Российской Федерации смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 27%, за последние 5 лет - на 16%, инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний уменьшилась в 4 раза. Безусловно, мы не решили всех проблем, и мы знаем,  в каком направлении нам двигаться дальше. Также надеемся, что в ближайшие годы мы существенно улучшим ситуацию с неинфекционными заболеваниями в нашей стране.

Наша страна приняла на себя ответственность по выдвижению этой проблематики в число ключевых вопросов, рассматриваемых не только в ВОЗ, но и в ООН. Россия взяла на себя большую долю финансирования этого направления в Организации. Внутри нашей страны создан ряд сотрудничающих с ВОЗ центров, открытых на базе ведущих научных и практических центров, что играет особую роль в обмене опытом между врачами разных  стран, особенно  занятий с врачами из стран с переходной экономикой. Одновременно Россия получает со стороны ВОЗ значимую техническую поддержку в плане консультирования. В 2015 году  на территории нашей страны открыт географический удаленный офис ВОЗ, благодаря чему мы можем использовать передовой мировой опыт в области борьбы с неинфекционными заболеваниями. Сегодняшнее совещание является важнейшим событием, которое направлено на стратегическое обсуждение национальных ответов на эти вызовы. Мне хотелось бы пожелать всем участвующим в данном совещании больших успехов, приобретения новых знаний  во благо здоровья населения своих стран.

 

Комментарии