Министр Вероника Скворцова приняла участие в Президиуме Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения


Выступление Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой на заседании Президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения прошедшего под председательством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина:

Министерством здравоохранения Российской Федерации в целях обеспечения безопасности дорожного движения ведется работа по двум основным направлениям.

В рамках профилактического направления на данный момент сформирована вся необходимая нормативно-правовая и методическая база.

Определены четкие перечни медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортными средствами.

Утверждены порядки проведения  предварительных и периодических, предсменных и послесменных, медосмотров для профессионалов-водителей.

Регламентирована санитарно-просветительская работа по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в том числе в автошколах при подготовке водителей.

Установлены порядки проведения обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного для профессионалов, если у них выявлены состояния, являющиеся медицинскими противопоказаниями.

Разработаны и внесены в Правительство проекты 2 федеральных законов, вносящие изменения в КОАП и Уголовный Кодекс, предусматривающие при назначении наказания за совершение правонарушений или преступлений управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения возможность обязательного направления на диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию в связи с употреблением психоактивных веществ.

Что касается второго направления – оказания медицинской помощи пострадавшим в случае дорожно-транспортных происшествий – то здесь следует отметить следующее.

На дорогах федерального и регионального значения установлены зоны ответственности медицинских организаций, отработаны схемы маршрутизации пострадавших с мест ДТП. Пути эвакуации оптимизируются с учетом работы системы ГЛОНАСС, которой оснащены 96% санитарного автопарка и 94% станций скорой помощи. 

Особую важность имеет создание трассовых пунктов скорой помощи вдоль автодорог. Их число с 2012 года увеличилось более чем вдвое (с  29 до 64).  В них работают 150 бригад скорой медицинской помощи, из них 70 – специализированных. 

Это позволило улучшить  время доезда скорой до места ДТП: по предварительным данным 2015 года,  доезд до 20 минут осуществлен в 92% случаев.

В настоящее время в регионах продолжается работа по созданию трассовых пунктов вдоль дорог регионального значения.

По данным Росздравнадзора, в 63 субъектах Российской Федерации применяется санитарная авиация, в 2/3 случаев – вертолетная. Полностью оборудовано 146 вертолетных площадок.

Число контрактов, заключаемых субъектами РФ, для предоставления услуг санитарной авиации, за 2015 год возросло  на 54% (с 424 в 2014 г. до 653), а с 2012 года – почти в 2 раза (356 контрактов).

Это позволило сократить время доставки пациентов в травмоцентры в мегаполисах с окружной дороги до 4–6 мин в Петербурге и 10–15 минут – в Москве, а в районах с большой протяженностью дорожной сети, например,  в Ленинградской области, сократить время доставки вдвое (до 20–30 минут).

Важно отметить, что за последние годы существенно доформирована трехуровневая система травмоцентров. Сейчас их более 1500 (прирост за 2015 год – на 16,3%, а с 2012 года – в 2,5 раза), причем 586 (39%) – это высококвалифицированные 1-го и 2-го уровней.

Благодаря этому, до 72% увеличилось число больных, госпитализированных в травмоцентры  1-го и 2-го уровней, что привело к снижению госпитальной летальности.

Госпитальная летальность во всех стационарах, оказывающих помощь пострадавшим при ДТП, на протяжении 4 лет не превышает 4,7%, а в травмоцентрах 1-го и 2-го уровней составляет 3,8–3,9%.  Это показатель – один из самых низких в мире.

Также нужно сказать, что согласно зарубежным и отечественных исследованиям, не менее 50% погибших при ДТП умирают в первые секунды на месте аварии из-за несовместимых с жизнью поражений. Еще 30% –  в первые 2 часа после травмы. 25% погибших на месте ДТП до прибытия медиков имели шанс выжить, если бы им оказали первую помощь (остановили наружное кровотечение, обеспечили  проходимость дыхательных путей).

Минздравом России утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по ее оказанию.

В Государственную Думу внесен и прошел предварительное рассмотрение проект федерального закона (законопроект № 881467-6 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») по дифференциации первой помощи по условиям ее оказания, уровню подготовки лица, ее оказывающего, и выполняемым им служебных обязанностей.

В настоящее время базовые образовательные модули включены в программы подготовки водителей в автошколах. 

Подготовлены расширенные образовательные модули для водителей-профессионалов и образовательные программы по первой помощи для персонала подразделений МЧС, МВД и др. экстренных служб с приобретением особых навыков на базе Центров медицины катастроф «Защита» системы Минздрава.

В заключение, позвольте поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, и Правительство РФ за включение в План первоочередных антикризисных мероприятий, в рамках поддержки автопрома, обновления парка машин скорой помощи класса В и С в субъектах РФ. 

Необходимо отметить, что 60 из 85 регионов в 2015 году самостоятельно обновили свой парк, закупив 1208 оснащенных автомобилей (это 5,4%- обновление).

Многие регионы осуществили более чем 10%-обновление. Последовательное преодоление накопившегося 48% износа машин (со сроком эксплуатации более 5 лет) позволит в дальнейшем сохранить и повысить эффективность системы оказания медицинской помощи.

Комментарии