Заместитель Министра Сергей Краевой провел расширенное заседание Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству


Первое в 2016 году расширенное заседание Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству с участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации было посвящено подведению итогов работы за 2015 год и приоритетным задачам развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения на среднесрочную перспективу.

Открывая заседание, заместитель Председателя Координационного совета, заместитель Министра Сергей Краевой отметил, что 2015 год стал прорывным в части создания правовых условий реализации проектов ГЧП, структурирования и запуска капиталоемких пилотных отраслевых проектов ГЧП на федеральном и региональном уровне в Новосибирской, Московской, Самарской, Ленинградской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и других субъектах Российской Федерации.

С докладом об итогах деятельности Минздрава России по реализации мероприятий, направленных на развитие ГЧП в сфере здравоохранения, выступил ответственный секретарь Координационного совета, директор Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России Андрей Казутин. В своем выступлении Андрей Казутин обратил внимание на законодательные инициативы Минздрава России, направленные на расширение механизмов привлечения частного капитала в отрасль и запуск пилотных отраслевых проектов ГЧП на федеральном уровне.

Андрей Казутин отметил, что в 2015 году Минздравом России подготовлены проекты федеральных законов:

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», предусматривающий, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты здравоохранения, принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента;

- «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который предусматривает установление возможности предоставления без проведения торгов земельных участков по инвестиционным договорам в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества лицу, с которым заключен такой договор.

На основании предложения Минздрава России и Минэкономразвития России, а также ряда субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в 2015 году внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», определяющие возможность заключения контракта жизненного цикла в отношении объектов здравоохранения (постановление от 29 декабря 2015 г. № 1480).

Продолжается работа по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» и от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» (в части совершенствования нормативно-правовой базы в сфере привлечения инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества)», а также в постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», в том числе расширяющих критерии отбора инвестиционных проектов для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

В конце 2015 года состоялось коммерческое закрытие первой федеральной концессии в здравоохранении. 23 декабря 2015 г. заключено концессионное соглашение в отношении объекта федеральной собственности. Согласно указанному соглашению концессионер обязан до конца 2019 г. осуществить финансирование исполнения принятых на себя обязательств за счет собственных средств в размере 685 млн рублей.

Вместе с этим на различных этапах (стадиях) подготовки в Минздраве России и подведомственных Министерству учреждениях находятся более 20 инвестиционных проектов с использованием различных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства (концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве и инвестиционные договоры) с планируемым объемом инвестиций более 10 млрд. рублей.

Кроме того, Андрей Казутин проинформировал участников заседания об итогах Всероссийского конкурса на лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении.

Участие в Конкурсе приняли более 100 претендентов (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и негосударственные медицинские организации). Лауреаты конкурса были объявлены 7 декабря 2015 г. в рамках Международного научно-практического форума «Российская неделя здравоохранения – 2015», г. Москва.

Среди основных задач на 2016 год, помимо проведения Конкурса, по информации Андрея Казутина намечено: продолжение мероприятий по запуску пилотных проектов в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения федеральной собственности; содействие тиражированию лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья; снятие институциональных ограничений, позволяющих обеспечить развитие и модернизацию инфраструктуры здравоохранения на всех уровнях государственного управления путем внесения изменений в нормативную базу; подготовка методических материалов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и методических рекомендаций по применению концессионных соглашений для развития объектов инфраструктуры здравоохранения на федеральном и региональном уровне.

Одним из основных вопросов заседания стало обсуждение реализации Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2016 года.  В своем докладе начальник отдела развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития  России Михаил Брусиловский, в том числе, обратил внимание на то, что в данный момент более половины регионов привели свою нормативную правовую базу в соответствие с ФЗ № 224. При этом, подавляющее большинство регионов отменили действовавшие законы о государственно-частном партнерстве. И, по словам Михаила Брусиловского, только три субъекта РФ (ЯНАО, Ярославская и Ростовская области) внесли изменения в региональные  законы о государственно-частном партнерстве. В то же время, в 26 субъектах Российской Федерации сейчас утверждены региональные уполномоченные органы.

Также на заседании с докладом «О методике оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» выступил исполнительный директор Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» Максим  Ткаченко.

По итогам обсуждения Координационным советом было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации применять Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894, в рамках подготовки управленческих решений не только в отношении соглашений о ГЧП, но учитывать её положения при рассмотрении возможности заключения концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения.

По вопросу создания методической основы реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях выступил заместитель директора Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России Кирилл Хрянин.

Кроме того, в рамках повестки заседания участники обсудили реализацию проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в Самарской области. Именно этот регион победил в  номинации «Лучший субъект Российской Федерации по уровню развития государственно-частного взаимодействия в здравоохранении» на первом Всероссийском конкурсе на лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении в 2015 году.

В рамках обсуждения реализации проектов ГЧП  в Самарской области между участниками заседания развернулась дискуссия о  структуре и объеме участия частных организаций в реализации полномочий регионов по организации оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно принятым решениям, членам Координационного совета предложено проработать представленные правительством Самарской области предложения по решению правовых и организационных вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения. 

Комментарии